Древний Дмитров в картинах художников
Древний Дмитров в картинах знаменитых художников
Дмитров привлекал внимание многих известных художников, которые создавали свои картины, вдохновленные красотой природы и архитектурой Дмитрова. Одни создавали полотна, изображающие город в разное время года. Другие писали картины, посвященные местным достопримечательностям, включая Дмитровский кремль и храмы города. Некоторые картины отличаются яркой красочностью и передают атмосферу уютного русского города. В целом, картины известных художников, созданные в Дмитрове, отражают его уникальный характер и красоту, привлекающую многих творческих людей.
«Древний Дмитров» Апполинарий Михайлович Васнецов
В музее-заповеднике Дмитровский кремль можно видеть картину «Дмитров в XVI веке» (Древний Дмитров). Глядя на неё трудно представить, что написана она была Аполлинарием Михайловичем Васнецовым через три века после того, как не стало деревянных укреплений и башни с Никольскими воротами. Только Успенский собор (пусть и немного перестроенный) как и тогда невольно привлекает взоры горожан и заезжих гостей Дмитрова.
Нельзя сказать, что для Васнецовых Дмитров был родным городом. Впрочем, и совсем чужим он для них тоже не был. В 1901 г., как раз в Дмитровском уезде, старшим из братьев – Виктором Михайловичем Васнецовым, была куплена усадьба Ваньково, куда часто приезжал и Аполлинарий Михайлович. Не раз он бывал и в самом Дмитрове.
В отличие от Виктора Михайловича, тяготевшего к фольклору, Аполлинарий Михайлович Васнецов предпочитал писать архитектурные пейзажи, зачастую восстанавливая на своих картинах первоначальный облик исторических сооружений.
Именно так произошло и с полотном «Древний Дмитров». Написал его художник в 1919-1920 гг. Точнее картин получилось две. Одну Аполлинарий Михайлович писал по заказу Московского кредитного союза. Сейчас она храниться в музее в Истре. Вторая была создана по просьбе сотрудников Дмитровского музея.
Стоит отметить, что художник сумел достаточно точно передать облик города первой половины XVII в. Ров, земляной вал с деревянными укреплениями, мост по которому через Никольские ворота народ собирается попасть внутрь детинца, Успенский собор, а ещё дальше Борисоглебский монастырь… Создаётся впечатление, что Васнецов-младший видел это собственными глазами. Даже некоторые специалисты считают его картины невероятно достоверными. Хотя историки до сих пор расходятся во мнении, как же на самом деле выглядели въездные ворота: так как на картине Аполлинария Васнецова или верна реконструкция 2004 г., выполненная архитектором-реставратором Игорем Юрьевичем Коровиным.
Впрочем, полотно Древний Дмитров и не претендует на историческую достоверность. Присутствуют на нём некоторые неточности. К примеру, Алексеевский предел Борисоглебского монастыря, видимый на заднем плане, был пристроен только в 1656 г. Между тем сами деревянные укрепления кремля были сожжены поляками в 1610 г. и после этого не восстанавливались. Однако всё это ничуть не умаляет ценность работы художника, ведь Аполлинарий Михайлович сумел оживить для зрителя картины давно минувших лет, показав Дмитров в один из периодов его расцвета.
Дмитров в картинах Константина Александровича Прохорова
Хоть Дмитров и не являлся родиной художника Константина Александровича Прохорова (1924–2022), но жизнь его была тесно связана с этим городом. Недаром же в августе 2009 г. живописцу было присвоено звание Почётного гражданина Дмитрова.
Родился Константин Александрович во Владимирской области. Учился в Палехе и в Иваново. В 1942 г. отправился добровольцем на фронт. Долгое время после войны жил и работал в Крыму. И только в 1974 г. переехал в Московскую область. Правда, не в Дмитров, а в расположенное неподалёку село Орудьево.
Творчество Константин Александровича достаточно сложно отнести к определённому жанру. Среди его работ встречаются и портреты, и натюрморты, и сцены быта, и пейзажи, и монументальные произведения. Причём многие сюжеты были навеяны именно Дмитровом и его окрестностями. К таковым можно отнести полотна «Житие святого великомученика Димитрия Солунского», «Дмитровские святыни», «Древний Дмитров – Город воинской славы».
Хоть Константин Александрович и называл себя художником-реалистом, его картины далеко не всегда отражали действительность. Если в период существования СССР многие работы живописца, в самом деле, являлись хорошим примером Советского реализма, то в более поздних произведениях чаще появляется религиозная тематика.
Проскальзывает тема возрождения духовности в старинных русских городах и в картине «Древний Дмитров – Город воинской славы», которая была написана в 1994 г. Она далека от реализма. Но задача художника и не состояла в том, чтобы показать зрителю Дмитров XVI в. Город на полотне представлен вне времени, в каком-то идеализированном виде.
Основа композиции – деревянные оборонительные укрепления, вроде бы утверждают, что действие происходит до 1610 г., но присутствующие слева деревянные торговые ряды в стиле ампир и наряды людей на переднем плане переносят зрителя уже в середину XIX века. Между тем белокаменный собор с золотыми куполами – явный намёк на то, что храм будет восстановлен (что уже и произошло). Всё это может быть и ошибкой художника. А может подобным образом Константин Александрович стремился показать преемственность поколений и некую духовную связь времён.
Высокая духовность работ живописца была оценена не только зрителями. В 2019 г. его персональная выставка «Золотое кольцо России» прошла в Патриаршем музее при Храме Христа Спасителя. Её открытие было приурочено к 95-тлетию Константина Александровича.
Сейчас многие работы живописца можно увидеть в полюбившемся ему Дмитрове, в частности в музее-заповеднике Дмитровский кремль, в Дмитровской центральной библиотеке и в Музее Дмитровской лягушки.
Константин Александрович Прохоров был яркой и талантливой личностью, чье творчество осталось в сердцах многих дмитровчан. Юлия Борисовна Хазова, директор «Музея Дмитровской лягушки», является одним из тех, кто делает все возможное для того, чтобы сохранить наследие Константина Александровича Прохорова. Ежегодно на 9 мая, здесь проходит выставка работ, где каждый может ознакомиться с творчеством этого выдающегося художника.
Последняя (недописанная) картина, созданная Константином Александровичем, стала настоящим шедевром, который символизирует память о выставке в Храме Христа Спасителя. На этой картинах запечатлены не только сам художник, но и его друзья и коллеги, которые сопровождали его на этом творческом пути. Себя Константин Александрович изобразил на этом полотне в молодом возрасте, рядом клирика Храма Христа Спасителя протоиерея Георгия Мартынова, благочинного Дмитровского церковного округа протоиерея Афанасия Чорногуза и Юлию Борисовну Хазову.
Константин Александрович умер 26 марта 2022 года. Это был поистине великий и талантливый человек, чье наследие будет жить вечно.